Велосипеды - тематический портал
Добро пожаловать на наш сайт, посвященный велосипедному спорту. Здесь Вы найдете все о велосипедах: история возникновения, устройство велосипеда, типы велосипедов, аксессуары для велосипедистов, последние новости, увлекательные статьи и многое другое. С нами всегда интересно!



В начало

Форум

Контакты

О проекте

Карта сайта




 
Разделы портала

  • Новости
  • Статьи
  • Что такое велосипед?
  • История велосипеда
  • Устройство велосипеда
  • Рама велосипеда
  • Руль
  • Седло и подседельный штырь
  • Колеса
  • Педали
  • Тормоза
  • Вилки
  • Манетки
  • Типы велосипедов
  • Отличие женских велосипедов от мужских
  • Подростковые велосипеды
  • Детские велосипеды
  • Велосипед и здоровье
  • Аксессуары для велосипедистов
  • Велокомпьютер
  • Купить велосипед
  • Простой ремонт велосипеда
  • Правила дорожного движения для велосипедов
  • Часто задаваемые вопросы
  • О проекте

  • Реклама


    Закажи контент на бирже копирайтинга eTXT.ru

    Колеса

    Колеса

    Велосипедное колесо, несмотря на кажущуюся простоту, представляет собой сложное, сбалансированное устройство. Переднее колесо несколько проще. Состоит из втулки с двумя подшипниками, нескольких десятков спиц и обода, к которому спицы прикручиваются при помощи специализированных гаек – ниппелей. Втулка заднего колеса гораздо больше по размерам и сложнее втулки переднего колеса. Это связано с тем, что во втулке заднего колеса размещено сразу два механизма. Первый, обеспечивает передачу усилия со звёздочки на втулку, когда велосипедист крутит педали, а также обеспечивает возможность «свободного хода». Кроме перечисленного, задняя втулка может иметь комплект звёздочек переключения передач. Второй представляет собой педальный тормоз. Остальные элементы конструкции заднего колеса аналогичны (но, необязательно идентичны) элементам переднего колеса.

    Следует отметить, что спицы являются одной из важнейших деталей велосипедного колеса и, в свою очередь, делятся на несколько видов:

    Single-butted. Такие спицы имеют утолщение возле конца с головкой. Их применяют в тех случаях, когда необходима высокая прочность колеса, отверстия в ободе которого имеют стандартный размер.

    Double-butted. Спицы этого типа имеют утолщение на обоих концах и тонкую среднюю часть. Такая конструкция используется, как правило. В горных велосипедах, позволяя колесу выдерживать ударные перегрузки. Это достигается благодаря тому, что в местах наибольшего приложения усилия (возле фланцев и ниппелей) спица имеет большее сечение и, как следствие, большую прочность. В центральной же части, благодаря меньшему сечению, спица может эластично растягиваться, распределяя часть своей нагрузки по соседним спицам.

    Tripple-butted. Данный тип спиц, от фланца до резьбы под ниппель имеет три различных сечения.
    Аэродинамические. Это обычные double-butted спицы, которым, в центральной части, придана форма эллипса. Это позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление спицы. Кроме того, на таких спицах гораздо ярче заметны усталостные деформации.

    Подшипники на втулках, как правило, состоят из набора шариков без сепаратора. Это сделано для облегчения конструкции и снижения трения в подшипнике.
    Следующим элементом велосипедного колеса является камера. Это тонкостенная резиновая трубка, с выводом для накачки воздуха, замкнутая в кольцо. Вставляется в покрышку и служит для надёжного удержания воздуха, благодаря чему обеспечивается амортизация неровностей дороги. Для защиты камеры от проколов выступающими концами спиц устанавливают флиппер. В общем случае это тонкая резиновая лента, разделяющая камеру и головки спиц по все длине обода.
    Покрышка. Этот элемент колеса защищает камеру (насколько это возможно) от механических повреждений, а также обеспечивает сцепление колеса с дорогой. Требования, предъявляемые к велосипедной покрышке очень высоки. Так, если покрышка для обычной асфальтированной дороги может быть оснащена протектором с небольшой глубиной канавок, то покрышка для горного велосипеда может иметь увеличенную толщину, развитые грунтозацепы, большие канавки в протекторе, которые позволяют покрышке самоочищаться от попавшей грязи. В последнее время всё большее распространение получают «однотрубки» - модели, в которых покрышка и камера представляют собой одно целое. Это даёт определённые преимущества в эксплуатации, хотя и снижает ремонтопригодность изделия.

    При правильной эксплуатации, велосипедное колесо является очень долговечным. Тем не менее, иногда возникает необходимость в его ремонте. Следует отметить, что проверку технического состояния велосипедного колеса желательно проводить перед каждой продолжительной поездкой, так как ремонт колеса вдали от дома представляется весьма затруднительным.

    Ослабление спиц колеса. Как правило, наблюдается после длительно активной эксплуатации велосипеда. Также представляет собой весьма частое явление на старых велосипедных колёсах. В результате уменьшается общая прочность колеса и обода в частности. Устраняется равномерной подтяжкой ниппелей на 1-1,5 оборота. Необходимо внимательно следить за равномерностью натяжки, иначе может нарушиться центровка втулки относительно обода. Результатом может быть неравномерное расстояние от втулки до обода колеса, «восьмёрка». Если Вы не уверены в своих силах, то лучше поручить это специалистам. Оставлять ослабленные спицы не рекомендуется. Возрастают нагрузки на каждую отдельную спицу, появляется большая неравномерность в распределении нагрузки по ободу. В результате, различные деформации обода будут самыми мелкими последствиями. В худшем случае, возможна поломка спиц и обода.

    Прокол камеры. Очень частая неисправность, особенно на российских дорогах. Ремонтируется следующим образом. Повреждённая камера извлекается из колеса. Место прокола ищем при помощи подходящего сосуда с водой. Подавая давление насосом в камеру, погружаем её в воду. В том месте, от которого поднимаются пузырьки воздуха, и находится прокол. Вытаскиваем камеру, в прокол вставляем спичку, чтобы не потерять месть прокола. Далее, нам понадобится кусок сырой резины и часть старой велосипедной камеры, которая будет служить заплаткой. Зачищаем сторону заплатки, которая будет прилегать к камере мелкозернистой наждачной бумагой, и промываем бензином. Таким же образом зачищаем зачищаем поверхность камеры вокруг прокола. Затем прикладываем к месту прокола «сырую» резину, заплатку и зажимаем в вулканизаторе. После чего разогреваем вулканизатор до рабочей температуры и даём остыть, не извлекая из него камеру. После проверки успешности заклейки прокола в воде, монтируем её в колесо, накачиваем и катаемся.

    Заклинивание элементов втулки. Как правило, в передней втулке заклинивают подшипники. Это происходит из-за того, что во втулку попала грязь, или сломался один из шариков подшипника. В любом случае необходима разборка втулки переднего колеса. Подшипники, ось и внутренняя поверхность втулки тщательно промывается бензином или соляркой, по необходимости заменяются сломанные элементы втулки. Все элементы необходимо смазать литолом и собрать. Аналогичным образом поступают в случае появления неисправностей в задней втулке. Такое сервисное обслуживание втулок желательно проводить два раза в год, а также при появлении «заеданий», втулки, отказа педального тормоза, механизма свободного хода.

    Охватить все неисправности велосипедного колеса в объёме одной статьи практически невозможно. Автор привёл лишь наиболее часто встречающиеся неисправности. Следует отметить, что в целом, велосипед это очень надёжный вид транспорта, и при грамотной эксплуатации способен прослужить несколько десятков лет.



    Реклама